Вознесенский мост

Вознесенский мост — мост перекинутый в створе одноименного проспекта, через канал Грибоедова, соединяет Казанский и Спасский остров. Выше по течению находится Кокушкин мост, ниже — Подьяческий мост.

Название моста

Вознесенский мост получил свое название 20 августа 1739 года по находящейся рядом Вознесенской церкви. Этот храм был построен в 1760-х годах по проекту архитектора Антонио Ринальди и являлся значимым архитектурным сооружением в этой части города. К сожалению, в 1936 году церковь была разрушена.

Несмотря на утрату храма, название моста сохранилось, продолжая напоминать о существовавшем здесь когда-то религиозном сооружении. Это один из примеров того, как в топонимике Петербурга сохраняется память об утраченных архитектурных памятниках.

История моста

В 1930 году Вознесенский мост претерпел серьезную перестройку в связи с прокладкой трамвайных путей по проспекту Майорова (ныне Вознесенский проспект). В ходе работ:

• были оставлены прежние каменные устои, представлявшие архитектурную и историческую ценность.
• по обеим сторон устоев установили дополнительные деревянные свайные опоры
• пролётное строение заменили на усиленную ригельно-подкосную систему
• ширина моста увеличилась с 10,8 до 22 метров, что позволило организовать трамвайное движение.

14 октября 1941 года Вознесенский мост получил значительные повреждения в результате прямого попадания немецкой авиабомбы. От мощного взрыва полностью разрушился один из каменных устоев и половина пролетного строения.
Для восстановления движения в срочном порядке провели временный ремонт: поврежденные деревянные прогоны, опиравшиеся на уцелевшие каменные устои, заменили металлическими двутавровыми балками. Эти вынужденные меры позволили поддерживать функционирование переправы в тяжелых условиях блокады, хотя и не восстанавливали мост в прежнем виде.

К середине 1950-х годов Вознесенский мост находился в крайне ветхом состоянии, что потребовало его полной перестройки. В 1957-1958 годах силами специалистов института "Ленгипроинжпроект" была проведена капитальная реконструкция сооружения. Инженерную часть проекта возглавил Б.Б. Левин, архитектурное решение разработал Л.А. Носков.

Работы по реконструкции выполнялись специалистами СУ-2 треста "Ленмостострой". В результате мост приобрёл современный облик, сохранив при этом традиции петербургского мостостроения.
Особенности его архитектурного оформления перекликаются с другими известными мостами города - 1-м Садовым, Могилевским и Балтийским органично вписавшись в архитектурный ансамбль набережной канала Грибоедова.

Во второй половине XX - начале XXI века Вознесенский мост неоднократно становился объектом ремонтных работ, направленных на поддержание его функциональности и сохранение архитектурного облика.
В 1978 году была проведена замена гранитного поребрика на более практичный железобетонный аналог повышенной прочности. Четверть века спустя, в 2003 году, специалисты выполнили реставрацию исторических торшеров с фонарями, вернув им первоначальный вид.

Наиболее масштабные работы были осуществлены в 2006 году. В ходе ремонта установили новое гранитное ограждение проезжей части высотой 62 см, полностью заменили гидроизоляцию и обновили покрытие тротуаров. Эти мероприятия позволили не только продлить срок службы сооружения, но и сохранить его архитектурную целостность в соответствии с историческим обликом.

Конструкция моста

Вознесенский мост представляет собой однопролетное металлическое сооружение рамной конструкции длиной 19,3 метра и шириной 20,5 метра. Его железобетонные устои, установленные на свайном основании, облицованы гранитом, что придает мосту монументальный и завершенный вид. Конструктивно он аналогичен Египетскому мосту через Фонтанку, построенному двумя годами ранее - в 1955 году.

Основу пролетного строения составляют двухшарнирные рамы с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения. Проезжая часть моста, покрытая асфальтобетоном, включает три полосы для движения автотранспорта. Такое же покрытие использовано и для тротуаров, которые надежно отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.

Особое внимание привлекает художественное оформление моста. Чугунные перила, выполненные в технике художественного литья, повторяют рисунок ограждений Итальянского моста. Их секции состоят из круглых стержней с изящными капителями в виде раскрывающихся бутонов. Овальные чугунные тумбы украшены накладными элементами: стилизованными щитами с перекрещивающимися мечами и пиками, на которые нанизаны веточки акаций.

Архитектурный ансамбль дополняют гранитные парапеты на открылках устоев и изящные фонари. Чугунные торшеры, установленные на гранитных тумбах при въездах на мост, выполнены в стилистике начала XIX века по типу торшеров 1-го Садового, 2-го Садового, Могилевского и Балтийского мостов.

Вознесенский мост находится в Адмиралтейском районе. Ближайшая станция метро: "Сенная площадь, "Спасская", Садовая".

Материал подготовлен 16.07.2025 на основе информации из wikipedia (иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ) и сайта Мостотрест.

Раздел: